Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы

“ Приоритетным направлением модернизации является … создание системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным инновационным мышлением, и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях ”
Д.А. Медведев

Авторизация

Календарь

09.08.2011 - С 18 по 27 августа 2011 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в шестой раз пройдет выставка «Школьная ярмарка от А до Я»

С 18 по 27 августа 2011 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в шестой раз пройдет выставка «Школьная ярмарка от А до Я», организованная Правительством...

09.08.2011 - График проведения окружных ярмарок вакансий на второе полугодие 2011 года

Дата проведения Наименование ГУ ЦЗН АО города Москвы 14 сентября ГУ ЦЗН Восточного АО города Москвы 21 сентября ГУ ЦЗН Юго-Восточного АО города Москвы...

08.08.2011 - День строителя

Вот уже более полувека как в России отмечается День строителя. Этот профессиональный праздник был установлен на основании вышедшего 6 сентября 1955 года Указа Президиума Верховного...

архив новостей




Профориентационная работа в современных экономических условиях


01.02.2011

Романова Е.С.  д. псх.н., профессор,

директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ

 

Социально-экономические реалии современной жизни России  по-новому ставят перед научным сообществом, перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен  переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности, повышение значимости труда для всех членов общества, особенно для молодежи.     От включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит развитие экономики страны и гражданского общества в целом. 

Ситуация выхода молодых людей во взрослую жизнь, их профессионального самоопределения и выбора профессии сейчас существенно отличается от той, которая была несколько лет назад, и тем более от той, в которой находились их родители.

Экономический кризис высветил давно назревшие проблемы в организации профессиональной ориентации молодежи. Проведенный анализ динамики рынка труда за последние годы позволяет сделать некоторые выводы.

                Во-первых,  основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда является прежде всего высокая квалификация работников.

Во-вторых, рынок труда – это не только рынок знаний, умений, навыков, но и «рынок»  личностных качеств работников. В условиях конкуренции, при профессиональном  отборе оценивается общий потенциал претендента, в том числе интеллектуальные, коммуникативные,  волевые качества, мотивация, способность к саморегуляции и т.п.

 В-третьих, в ситуациях кризиса  больше шансов избежать безработицы и сохранить психическое здоровье  имеет не только тот,  кто более активен и самостоятелен, но и  тот, кто более гибок и мобилен,  может изменяться в соответствии с требованиями изменяющегося рынка труда. 

Для такого  экономического поведения характерно осознание собственной жизненной и гражданской позиции, определенная социальная зрелость, компетентность в отношении к своей собственной жизни.

                Готовы ли к этому современные выпускники школ и вузов?

     Какие их качества оказываются наиболее распространенными? Соответствуют ли они требованиям современного рынка труда? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к результатам исследования, проведенного среди экспертов – представителей вузов и кадровых агентств по вопросу – какие молодые специалисты нужны работодателям?

Оказалось, что представители вузов считают самыми важными качествами для трудоустройства молодого человека на рынке труда образование и умение проходить собеседования, тогда как  работодатели и кадровые агентства в качестве основного критерия для успешного трудоустройства называют потенциал.

В качестве основных  характеристик современных молодых людей  эксперты выделяют, с одной стороны, нестабильность и профессиональную незрелость,  а, с другой -  потенциальность и готовность к достижениям.  Такая  противоречивость личностных характеристик находит свое отражение и в описаниях сильных и слабых сторон личности современных выпускников. В этом вопросе  мнения экспертов, в основном, совпадают.

К сильным сторонам относятся: целеустремленность, мобильность, активность, желание развиваться и строить карьеру, уверенность в себе, амбициозность,  коммуникабельность, потенциал, обучаемость, практичность, прагматизм, компьютерная грамотность, желание хорошо зарабатывать,  готовность к инновациям, энтузиазм, энергичность, лояльность, управляемость, смелость, открытость новому опыту, готовность к переменам и т.д.

К слабым сторонам относятся: чрезмерно завышенная самооценка, отсутствие чёткого представления о сфере деятельности, завышенные ожидания,  некачественное образование, постоянная склонность к смене работы, неадекватность в требованиях к оплате труда, неумение работать в команде,  низкий уровень практических умений и навыков, слабые представления о бизнес-процессах, деловой культуре, плохо развитые навыки взаимодействия, инфантильность, отсутствие точного представления, что им нужно в жизни, чем они хотят заниматься, незнание рынка труда, социальная незрелость,

Слабые стороны молодых специалистов говорят о том, что, вследствие отсутствия жизненного опыта,  они зачастую переоценивают себя, не понимают или еще не определились со своим профессиональным будущим.

Данные этого исследования показывают, что основу трудовой мотивации молодых людей составляют две взаимосвязанные тенденции – работа как средство заработка и стремление сделать карьеру.

Это подтверждается и нашими многочисленными исследованиями мотивов профессионального выбора на разных контингентах и возрастных группах.   Опросы  старшеклассников и их родителей дополняют эту сложившуюся позицию. Практически не отмечается направленность на профессиональный рост, на достижение профессионализма. Профессиональная компетентность – занимает одно и последних мест в структуре ценностей большинства современных подростков и юношей. При исследовании ценностных ориентаций старшеклассников анализ выборов школьников по таким показателям как «Комфортные условия жизни»,  «Творчество», «Хорошая работа» показывает, что почти 35% школьников не стремятся к комфортной жизни, более 40% не желают заниматься творческой деятельностью, более 30% не интересуются своей будущей работой.

Если у этих групп школьников повысить осведомленность и, далее, интерес к современным рабочим профессиям, мы сможем помочь этим ребятам в правильном, соответствующем их личностным особенностям выборе профессии.

Таким образом, актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре рынка труда и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными намерениями молодежи.

Решить эту проблему традиционными методами и подходами в рамках сложившихся представлений о профориентационной работе не представляется возможным. Часто профессиональное информирование понимается узко -  как предоставление данных о соотношении спроса и предложения на рынке труда, а профессиональная диагностика сводится к выявлению психофизиологических особенностей клиента. Такой подход не ведет к достижению основной цели профориентации – гармонизации отношений человека и общества в сфере труда. Таким образом, проблема профориентации оказывается шире, чем просто выбор будущего места учебы или работы.

Личностный потенциал, востребованный  современным обществом,  относится к самым разным сторонам  взаимоотношений человека и окружающего мира, к его гражданской позиции в целом.

Если обратиться к истории профориентации, то можно заметить, что она оказывается особенно востребованной в кризисные периоды, когда ситуация на рынке труда не является однозначной и понятной для большинства населения, когда особенно остро встает вопрос о психическом здоровье и благополучии молодого поколения. При этом психологи знают, что  независимо от общественной ситуации, во все периоды своего становления и развития профессиональная ориентация составляет одну из глубинных потребностей каждой личности, связанную с социальной сущностью человека.

Определение профессиональной ориентации остается до сих пор предметом дискуссий в отечественной и зарубежной научной литературе, однако особенностью последнего времени является все более усиливающееся внимание к психологическим, личностным аспектам гражданского и профессионального становления личности.

Профессиональную ориентацию можно определить как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы об­щества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддерж­ки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специаль­ных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, соци­ально-экономической ситуации на рынке труда.

Таким образом, профориентация выступает в качестве своеобразного     социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, систему социальной поддержки молодежи, способы распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий.

О серьезности рассматриваемой проблемы говорит то, что в  мае 2009 года состоялась коллегия Департамента образования города Москвы  на тему: «О профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение востребованных на рынке труда профессий», где отмечалось, что перед системой образования стоит задача обеспечения кадрами развивающуюся российскую экономику в условиях демографических и миграционных изменений и деформации отечественного рынка труда.

Особо важное значение придается системе психологической поддержки, которая осуществляется путем оптимизации пси­хологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудо­вой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и не­формальных объединений людей.

Исходя из перечисленных позиций, основной путь развития профессиональной ориентации в настоящий момент  состоит, на наш взгляд,  во включении ее  проблематики в более широкий контекст гражданского воспитания молодежи. 

В Концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Как известно, социализация это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, который позволит занять свое место в обществе.

Для успешного вхождения молодого человека, выпускника школы в общество недостаточно только школьной социализации. Часто считают, что если ученик не создает проблем в школе, родителям, в учебе, в поведении, то и дальше будет все хорошо. Однако жизнь корректирует это представление. Имеется немало примеров, когда отличники, хорошисты во взрослой                жизни оказываются менее успешными, чем средние ученики,  и прежде всего  это касается  профессиональной деятельности.

Выбор профессии не является сугубо личным делом отдельного ученика и его родителей. Это дело государственное, потому, что имеются социально-экономические последствия  неправильного выбора профессии. Это:

1.     Низкая производительность труда.

2.     Производственный брак.

3.     Нехватка кадров в отдельных отраслях.

4.     Травматизм.

5.     Низкий профессионализм.

6.     Снижение роста благосостояния

Моральная составляющая – неудовлетворенность, стресс, фрустрация.

В целом неправильный выбор профессии ведет к экономическому морально-нравственному обеднению общества.

Взяв дело не по способности, заняв не свое место, трудно, а может даже невозможно быть честным человеком. Такой работник, как правило, самоуверен и предрасположен к лени и лжи, тем самым пытаясь заполнить пустоту профессионального умения.

Для личности также существуют печальные последствия неправильного выбора профессии. Это:

1.     Невыполнение норм выработки,  должностных обязанностей,  выпуск брака.

2.     Чрезмерное утомление,  ухудшение здоровья, травматизм.

3.     Замедление профессионального роста, так как человек не может реализовать свои способности.

4.     Частая смена мест работы, отсев на первых курсах учебных заведений.

5.     Чувство неудовлетворенности,  разочарование, психические расстройства.

Школа и жизнь  - это несколько разные ситуации. Для позиции ученика в школе характерны:  внешнее руководство (им руководят); следование образцу усвоения знаний; целеполагание, которое осуществляют родители вместе с учителем; усвоение знаний.

Требования общества несколько другие, это: активность; умение видеть и решать свои проблемы; проявлять инициативу.

Одной из причин неправильного выбора профессии является отсутствие адекватных экономических представлений у современных школьников, некомпетентность  в области предпринимательской и управленческой деятельности.

Серьезной общественной проблемой является предубеждение учеников и их родителей в отношении престижности профессий, основанное на стереотипах.  Часто следствием этого становится низкая культура труда в непрестижных профессиях.

Все это говорит о том, что проблему выбора профессии нельзя рассматривать отдельно,  вне контекста формирования гражданской позиции личности, развития целостной системы  социальных представлений, картины мира у молодого поколения.

Интересно обратиться к «психологическому портрету поколения», составленному Красногорским общественным фондом поддержки образования и творчества в 2009 г.  по результатам многолетнего изучения представлений молодежи о своем личном и профессиональном будущем[1]. Масштаб исследования –  35 городов России.

Авторами выделено 6 основных типов современных старшеклассников.

Эффективные функционеры –  делают ставку на успех в жизни, достижение высокого профессионального и социального статуса.                

Деловые люди – намерены реализовывать только свои идеи и мечты, полны решимости открыть свое дело, основываясь на  свободе от чужих обязательных наставлений  и регламентаций.

Общественные деятели – всерьез озабочены общественным устройством города, страны, мира. В них горит пламенное желание изменить мир к лучшему, сделать счастливее всех людей не земле.         

Домохозяйки – у них будущее  в первую очередь осмысливается через создание семьи и воспитание детей.                                            

Потенциальные эмигранты –  уверенные в своем решении уехать для того, чтобы получить образование за границей или найти там достойную работу или просто жить там.               

Несамоопределившиеся – они не имеют четких представлений ни о профессии, ни о специальности, их одновременно интересуют очень различные сферы деятельности и профессии.   

Школьники распределились следующим образом:

      30,6 %  Эффективные функционеры,

      22,4 %  Деловые люди,

      31,3 %  Неопределившиеся,

        8,6 %  Домохозяйки,

         4,3 %  Общественные деятели,

        2,8 %  Потенциальные эмигранты.

Это  тот потенциал, то будущее России, которое входит во взрослую жизнь. И из них – треть (31,3%) – неопределившиеся.

Проблему выбора профессии нельзя рассматривать отдельно,  вне контекста формирования гражданской позиции личности, развития целостной системы  социальных представлений, картины мира у молодого поколения.

Для каждого члена общества характерен определенный уровень развития гражданской культуры, под которой понимается система относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, проявляющихся в деятельности субъектов гражданских и политических процессов.

Формирование гражданской позиции часто происходит стихийно, под воздействием самых разнообразных источников информации и социальных агентов. Принято, что существуют  специализированные и не специализированные источники. К специализированным относятся целенаправленные воздействия формирования определенного типа личности, адекватной социальным условиям данного общества.

По тем компонентам, которые мы считаем значимыми, для становления гражданской позиции личности, был проведен экспертный опрос учителей. Учителя должны были оценить уровни  развития школьников по 6 компонентам по 5-ти балльной системе. Результаты опроса показывают:

1.    Политическая культура   - 2,8 балла,

2.    Правовая культура  - 3 балла,

3.    Толерантность  -  2,1 балла,

4.    Патриотизм   - 3,2 балла,

5.    Экономическое мышление  -  2,5 балла,

6.    Психологическая культура  - 3 ,4 балла.

 

К неспециализированным агентам относятся социальные институты, оказывающие косвенное социальное воздействие. Принято рассматривать несколько уровней:

1. На первом уровне находится семья, как универсальный агент социализации. Именно в семье происходит первичное усвоение социальных представлений. Как правило, члены семьи характеризуются сходными представлениями об обществе. Первоначальные суждения ребенка свидетельствуют о его зависимости от семьи и готовности к идентификации с родителями. Специфика семьи как агента социализации заключается в том, что она способна передавать из поколения в поколение специфические представления, образцы поведения. Эти ориентиры обладают высокой устойчивостью против других воздействий. Чем старше становится ребенка, тем большее влияние приобретают другие агенты социализации.

2. На втором уровне находятся школа, молодежные организации, друзья, значимые  взрослые.

3. К третьему уровню относятся  политические партии и движения, общественные массовые организации, эффективность влияния которых зависит от того, на каком возрастном этапе человек попал под его влияние.

4. На четвертом уровне находятся СМИ. Их воздействие преломляется через установки, сформированные под воздействием агентов первых уровней.

 


[1] Красногорский общественный фонд поддержки образования и творчества (2009).

imgart

 

Школа участвует в процессе социализации  наряду с другими социальными институтами, и для того, чтобы играть ведущую роль, для достижения успешных результатов должна строить свое взаимодействие с ними. Проблема участия школы в социализации, становлении гражданской позиции молодого человека, в настоящий момент времени является чрезвычайно важной.

Современная система школьного образования, наряду со значительными положительными достижениями в области социализации личности ученика, во многом отстает от задач, которые ставит перед выпускниками переход во взрослую жизнь.

С психологической точки зрения формирование  готовности к труду связано с развитием системы социальных представлений, т.е. понимания того, в каком обществе ему предстоит жить и работать.

В результате социализации у молодого человека складывается определенная картина мира, вырабатывается эмоциональное, пристрастное отношение к тем или иным событиям и явлениям, формируется установка относительно собственной активности и происходит выбор своего профессионального статуса.

  Социальные представления формируются как особое новообразование самосознания. Проецируясь в реальные ситуации, например, ситуации выбора профессии, социальные представления становятся источником трансформации поведения, основой для профессионального и личностного развития.  Представления определяют содержательную сторону социального опыта, создают в сознании ребенка модель социально-экономических  отношений реального мира.

Формирование социальных представлений о мире труда, как показатель личностного развития, является процессом интеграции человека в социальной среде, где находит место индивидуальная позиция каждого.

В качестве условий, обеспечивающих результативность гражданского воспитания школьников, исследователи выделяют включение школьников в продуктивную, творческую деятельность: решение задач, разбор проблемных ситуаций, обсуждение и анализ реальных документов, когда приобретаются навыки ведения дискуссий, отстаивания собственной точки зрения.  

Известно, что активную позицию в освоении явлений социально-экономического спектра, экономическое  правовое сознание легче сформировать, когда ученик сам участвует в проектах, связанных с моделированием социально-экономических  явлений, созданием модели реального взрослого общества. В этом пространстве деятельность школьников может быть организована с воспроизводством всех основных идеальных образцов  трудового и социального взаимодействия. Для этого нужно включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии. Социальные представления необходимо соотнести с реалиями жизни.

В рамках научных исследований по теме психологического сопровождения профессионального и гражданского становления личности была проведена разработка и апробация программы гражданского воспитания, в результате которой, путем анализа анкет родителей, экспертных оценок учителей, комплексного психолого-педагогического обследования учеников разных возрастных групп, были получены данные о некоторых закономерностях процесса социализации учащихся.

Социальные представления оценивались по категориям:

1.  Осмысленность знаний (когнитивный компонент);

2.  Оценка реального мира (эмоциональный компонент);

3.  Источник получения информации (деятельностный компонент);

4.  Мотивационная регуляция интересов (мотивационный компонент);

5.  Общий уровень гражданской культуры (широта информационного поля, политический кругозор).

Соответственно программа гражданского воспитания должна делать акцент не только на передачу знаний и накопленного общественного опыта, но и на актуализацию личных интересов школьников, с использованием методов активного обучения.

Профессиональная ориентация является одной из основных задач  деятельности образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управле­ния образованием.  Реализация задач профессиональной ориентации связана с формированием у подрастающего поколения мотивации к труду, готовности к осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда.

Наиболее важным моментом реализации программ гражданского воспитания старшеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений, является создание условий  для проявления  их гражданского и профессионального выбора.

В деятельности по профориентации не должно быть преобладания одного компонента – информационного, диагностического или какого-то другого.  Необходим целостный подход, основанный на психологическом сопровождении гражданского и профессионального становления личности.

В организации профориентационной работы ведущее место принадлежит школе. Школа является первым звеном на пути профессионального развития молодого человека, и это звено -  определяющее во всей системе поддержки профессионального развития.

Профориентационная работа будет эффективной только в том случае, если задачи профессиональной ориентации будут включены во все мероприятия учебного и воспитательного характера. Для этого необходимо углубление знаний, повышение квалификации в области профориентации всех педагогических работников школы.

В систему профориентационной работы включаются мероприятия как школьной, так и внешкольной работы – такие как встречи с представителями профессий, экскурсии в учебные заведения, на предприятия и в организации города и района, летний профильный лагерь и другие.    Особое место в профориентационной работе занимают специальные занятия по профориентации.

Планирование касается деятельности всех участников, включенных в систему профориентации – классных руководителей, учителей-предметников и их методические объединения, школьную психологическую службу  и других сотрудников. В последнее время все более значительную роль в организации и проведении профориентационной работы в школе играют школьные психологи и социальные педагоги.

 Показателями сформированности системы профориентации в школе можно считать взаимосвязь всех компонентов системы, целенаправленность, систематичность, планомерность.

Комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе  у разных возрастных групп.

·         В начальной школе, в связи с активным развитием когнитивного компонента социальных представлений, в программе гражданского воспитания необходимо планировать целенаправленную работу по формированию системы знаний об окружающем мире в целом.

·          В средней школе  работу целесообразно планировать отдельно для двух возрастных групп:

·         В младшем подростковом возрасте, в связи с развитием эмоционально-оценочного компонента социальных представлений и активным проявлением познавательной активности, необходимо начинать привлекать учащихся к реальной активной деятельности;

·         В старшем подростковом возрасте, в связи с развитием ценностно-ориентировочного компонента наиболее эффективны методы гражданского воспитания, ориентированные  на реализацию элементов решения проблемных, спорных задач, которые имеют место в обществе.

Подробный анализ всех организационных и методологических аспектов профориентационной работы в школе представлен в монографии Л.Е. Курнешовой и  Е.С.Романовой «Организация профориентационной работы в школе», которая находится в печати в издательстве «Академия».

Монография представлена следующими основными разделами.

1.  Профессиональная организация как общественная проблема.

2.  Организационные  основы  профориентационной  работы участников образовательного процесса.

3.  Познание мира профессий школьниками.

4.  Формирование    профессиональной    направленности современных старшеклассников.

5.  Психологический анализ профессий и составление профессиограмм.

6.  Диагностика и самодиагностика в профессиональной ориентации.

7.  Профориентационная работа за рубежом.

Реализация поставленных задач и создание системы профориентации в современных экономических условиях требуют также:

·  работки новой нормативной базы профориентационной работы  для всех участников образовательного процесса и социальных партнеров;

·  разработки новых технологий и методов работы;

·  подготовки кадров специалистов – профориентаторов;

· решения вопросов  организационного взаимодействие всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.