Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы

“ Приоритетным направлением модернизации является … создание системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным инновационным мышлением, и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях ”
Д.А. Медведев

Авторизация

Календарь

09.08.2011 - С 18 по 27 августа 2011 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в шестой раз пройдет выставка «Школьная ярмарка от А до Я»

С 18 по 27 августа 2011 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в шестой раз пройдет выставка «Школьная ярмарка от А до Я», организованная Правительством...

09.08.2011 - График проведения окружных ярмарок вакансий на второе полугодие 2011 года

Дата проведения Наименование ГУ ЦЗН АО города Москвы 14 сентября ГУ ЦЗН Восточного АО города Москвы 21 сентября ГУ ЦЗН Юго-Восточного АО города Москвы...

08.08.2011 - День строителя

Вот уже более полувека как в России отмечается День строителя. Этот профессиональный праздник был установлен на основании вышедшего 6 сентября 1955 года Указа Президиума Верховного...

архив новостей




Профессиональная ориентация между прошлым и будущим профильным обучением


01.07.2010

Перед каждым выпускником школы стоит проблема: «Кем быть?». И важно решить ее правильно, с учетом и своих интересов и склонностей, и интересов государства, т.е. потребности рынка труда в тех или иных специалистах, так как если не учитывать этот критерий, то очень легко можно оказаться «дипломированным» безработным. Как говорит статистика, сегодня среди безработных - каждый второй молодой человек в возрасте до 30 лет, каждый пятый — выпускник школы. Президентом и правительством принимается ряд мер, направленных на стабилизацию и снижение уровня безработицы.

В связи с этим важной социально-экономической задачей является создание и последовательное развитие государственной системы профориентации. Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

Однако в школе не выработана система профориентационной работы. Можно сказать, что эта работа со школьниками осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательным отраслям». Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком да к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно со всем этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Здесь нужна системная целенаправленная работа еще на этапе допрофильной подготовки, т.е. в средней школе, которая и должна помочь учащемуся разобраться в себе, выявить свои профессиональные предпочтения, сформировать интерес к нужной обществу профессии, помочь определиться с путями получения профессионального образования. Такой системой является профессиональная ориентация как научно обоснованная система государственных мероприятий, направленная на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении.

Если начать проводить системную профориентационную работу в средней школе, то к моменту перехода в старшую школу и выбора профиля для продолжения образования у ученика уже будут сформированы стойкие профессиональные предпочтения.

Выбор профиля будет проходить осознанно: не только в соответствии с интересами школьника, но с учетом и его психофизических возможностей, и потребностей рынка труда.

В чем же заключается суть профориентационной работы?

Ее задачи полностью совпадают с задачами общеобразовательной школы, обозначенными в Законе об образовании. Это подготовка учащегося к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Она может быть представлена в виде схемы:

 

и включает следующие виды профориентационной деятельности:

  • профессиональную информацию. Она предполагает полное и всестороннее знакомство учащихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору. Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором этой работы должен быть классный руководитель. А вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения;
  • профессиональное воспитание — включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников. Это направление профориентационной работы предполагает в качестве основного повышение эффективности учебной работы, вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Ведь неоспоримо, что только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе
  • профессиональная консультация — научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. Она основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств. Профессиональная консультация проводится с целью помочь старшекласснику как бы «примерить» интересующие его профессии на себя, удовлетворения интереса школьника к конкретной специальности (к ее содержанию, требованиям к качествам личности и учету противопоказаний для выполнения той или иной работы). В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог.
  • профессиональная диагностика — пожалуй, главный элемент профориентации. Без нее не могут функционировать ни профессиональная консультация, ни профессиональное воспитание, а тем более профессиональный отбор. Профессиональная диагностика занимается изучением личности школьника, процесса роста, формирования качеств, способностей и интересов. Это фундамент, на котором формируется профессиональное самоопределение личности. Работа эта проводится на протяжении всего периода школьного обучения классным руководителем и педагогом-психологом с помощью разнообразных методик. С учащимися 7-11-х классов проводить ее можно с помощью опросников и анкет.

Эти четыре составляющих системы профориентационной работы являются главными для школы. Но и о профессиональном отборе, и о профессиональной адаптации, и о рынке труда выпускники школ должны иметь представление.

  • профессиональный отбор — выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Работа по профессиональному отбору является весьма трудоемкой и сложной, требует специальной подготовки в области физиологии, психологии, ме¬дицины, педагогики. Этот элемент профессиональной ориентации используется при приеме на работу и выявляет пригодность человека к конкретному виду труда. Но школьникам важно знать об этом, чтобы целенаправленно формировать в себе качества, необходимые для работы по избранной специальности.
  • профессиональная адаптация — активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и осо-бенностям конкретной ситуации. Успешность профессиональной адаптации явля¬ется одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эф¬фективности всей профориентационной работы. Следовательно, умелое сочета¬ние всех компонентов профориентации служит основой для научного выбора профессии.

Содержание основных направлений профориентационной работы

Профессиональная информация

  1. Беседы, лекции, телерадиопрограммы профориентационной тематики.
  2. Кинолекторий о профессиях.
  3. Экскурсии на предприятия и учреждения, профессионально-технические учебные заведения.
  4. Встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми рабочими, руководителями предприятий.
  5. Профессиографические материалы, рекламные проспекты учебных заведений, предприятий и учреждений различной формы собственности.
  6. Сборники справочных материалов об учебных заведениях различного уровня.

Профессиональное воспитание

  1. Трудовое обучение.
  2. Тематические родительские собрания, педсоветы.
  3. Организация предметных кружков, факультативов, кружков по интересам.
  4. Школьные тематические вечера, клубы интересных встреч, ток-шоу профориентационной работы.

Профдиагностика

  1. Психодиагностическое тестирование.
  2. Медицинские осмотры
  3. Профориентационная карта.

Профконсультация

  1. Изучение профессиональных планов школьников путем анкетирования.
  2. Индивидуальная беседа с профконсультантом.
  3. Рекомендации о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями школьника и о возможных путях ее получения.

Профессиональный отбор (подбор)

  1. Разработка методик отбора по профессиям.
  2. Выявление у поступающих на работу противопоказаний к профессии.
  3. Отбор учащихся для обучения на отделениях допрофессиональной подготовки ПТУЗов, в УПК в соответствии с профилями.

Рынок труда

  1. Информация о рынке труда: востребованные и невостребованные профессии.

Профессиональная адаптация

  1. Организация наставничества.
  2. Контроль за адаптацией выпускника в течение двух лет.
  3. Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.

 

www.prof.osvita.org.ua